Задержание вооружённых преступников в здании

Боец лазерного фронта

Рекомендации сотрудникам специальных подразделений правоохранительных органов по тактике действий при задержании (ликвидации) вооружённых преступников в здании. 

Многообразие возможных способов и форм деятельности правоохранительных органов и спецслужб при реагировании на чрезвычайные происшествия и, в частности, на такие, как преступные проявления, связанные с похищением людей, захватом заложников, с использованием огнестрельного оружия, созданием незаконных вооружённых формирований, требуют выработки единых принципов осуществления операций, определения их тактических основ.

В понятие тактического мастерства входит комплекс специальных знаний, умений и навыков, дающих сотруднику возможность постоянно находиться в боевой готовности, быстро ориентироваться в сложной оперативной обстановке, в кратчайшие сроки принимать оптимальные, целесообразные решения, действовать решительно и грамотно, проявлять стойкость и волю.

Штурм зданияБоевая готовность личного состава – это: 
Во-первых, его высокие морально-волевые качества, то есть глубокая идейная убеждённость каждого сотрудника, высокая личная ответственность за порученное дело, самоотверженность, способность преодолевать любые испытания на пути к выполнению поставленной задачи.
Во-вторых, его специальная, боевая и физическая подготовка, доведённая до совершенства.
В-третьих, это исполнительность, организованность, дисциплинированность.

Штурм зданияШтурмовое снаряжение

Необходимо помнить, что экипировка и вооружение сотрудников зависит от степени интенсивности выполняемой задачи.

  1. Задача низкой интенсивности – террорист вооружён ружьём или пистолетом.
  2. Задача средней интенсивности – террорист вооружён автоматическим оружием.
  3. Задача высокой интенсивности – незаконное вооружённое формирование, г.Будёновск, н.п.Первомайский.

ЭкипировкаПринцип: Бери не то, что может пригодиться, а то, без чего нельзя обойтись.

Оружие: Всегда два ствола!

  • Автомат с запасными магазинами.
  • Пистолет с запасным магазином.
  • Нож на поясе.

ЭкипировкаСнаряжение.

  • Комбинезон чёрного, серого или камуфлированного цвета
  • Разгрузочный жилет (в зависимости от интенсивности выполняемой задачи)
  • Шлем со штурмовыми очками (в зависимости от интенсивности выполняемой задачи)
  • Бронежилет
  • Противогаз
  • Радиостанций с запасным аккумулятором
  • Наручники
  • Фонарик
  • Индивидуальная аптечка
  • Перчатки
  • Наколенники, налокотники
  • Опознавательные повязки или знаки (по необходимости)

Дополнительно, в зависимости от задачи может использоваться следующее специальное снаряжение и имущество:

  • Специальное спусковое снаряжение, фалы, в зависимости от замысла выполняемой задачи
  • Молоток
  • Дубинка или кувалда
  • Устройство для вышибания дверей и взлома замков
  • Специальные инструменты (домкраты, специальные гидравлические ножницы для перекусывания цепочек)
  • Дополнительные боеприпасы, оружие, химические и светозвуковые гранаты
  • Приборы наблюдения (бинокли, приборы ночного видения, гибкие световоды)
  • Броневой щиток или щит
  • Сухой паёк на группу, вода
  • Фонари-прожекторы

Работа в зданииВсё необходимое снаряжение заранее готовится и собирается в определённом месте. Независимо от того, какая стоит задача, данное обеспечение необходимо брать с собой и укладывать в транспортные средства, т.к. захват вооружённых преступников может перерасти в освобождение заложников и другие задачи в течение длительного времени.

В некоторых подразделениях существует практика тренировок без штурмового снаряжения. Сотрудники считают, что, надев каску, бронежилет и другое необходимое снаряжение, они сделают это точно так же, как на тренировке. Действительно, согласно методике отработки учебных тем существует практика – от простого к сложному, без средств индивидуальной защиты с переходом к полному штурмовому снаряжению.
Давайте посмотрим на эту проблему с другой стороны. Прогон в штурмовом снаряжении два-три раза мало, что даст. Сотрудник должен работать в том снаряжении, в каком будет выполнять поставленную задачу, в зависимости от её интенсивности. Работа в зданииОтсюда и стройте свою работу. Здесь расчет на личную сознательность сотрудников. И в первую очередь на уважение к своей профессии. Во вторую очередь на уважение к своему начальнику или инструктору. В третью очередь на уважение к своим товарищам. И в четвёртую очередь на уважение к себе. 
Если сотрудники пришли на занятия без штурмового снаряжения, да ещё и недоумевают по поводу для чего нужно снаряжение – инструкторам впору задуматься – что эти люди делают в подразделении?

Организация боевой учёбы

Организация боевой учёбыЗаключается в должном планировании, эффективном использовании учебного времени и имеющихся ресурсов в целях обучения и оценки результатов подготовки группы. В связи с тем, что многие подразделения испытывают острый дефицит учебного времени вся боевая подготовка должна вращаться вокруг утверждённой программы, учитывающей направление боевого применения подразделения.

Основные направления в обучении:

  • Индивидуальная подготовка
  • Групповая подготовка
  • Специальная техническая подготовка

Индивидуальная и групповая подготовка, как правило, пересекаются.

Индивидуальные навыки:

  • Индивидуальные навыкиПодготовка и использование индивидуального и группового снаряжения
  • Маскировка (индивидуальная, снаряжения, оружия)
  • Индивидуальная техника передвижения в сельской и городской местности
  • Поддержание связи при помощи сигналов руками, голосом и радиоэлектронных средств
  • Реагирование на условные слова
  • Выбор путей скрытого сближения с объектом штурма
  • Использование специальных пусковых устройств (ССУ)
  • Вход в здание, досмотр комнат, коридоров и лестничных пролётов на предмет обнаружения преступников и их нейтрализации
  • Скоростное выборочное поражение цели, обозначающих «террористов»: из пистолета, автомата, винтовки
  • Использование слезоточивых газов, штурмовых гранат
  • Оказание неотложной медицинской помощи
  • Индивидуальное силовое задержание

Групповые навыки:

  • Групповые навыкиТехника и боевой порядок передвижения групп захвата и прикрытия в городе и в сельской местности
  • В составе группы захвата и прикрытия вход в здание, досмотр комнат, коридоров и лестничных пролётов на предмет обнаружения и нейтрализации преступников с использованием одного или нескольких направлений проникновения
  • Подготовка и использование группами захвата и прикрытия специального оборудования, предназначенного для бесшумного проникновения и штурма здания
  • Использование слезоточивого газа и дымов, передвижения групп захвата в индивидуальных средствах защиты
  • Отработка вопросов взаимодействия снайперов, наблюдателей с группой захвата и пунктом управления
  • В составе группы захвата ведение огня из штатного вооружения и поражения «террористов»
  • Соблюдение мер безопасности, огневой дисциплины при работе в составе группы с боевым оружием

Технические навыки:

  • Использование средств связи
  • Умение пользоваться приборами наблюдения (бинокли, приборы ночного видения)
  • Использование специального оборудования и техники, включая транспортные средства, инструменты, комплекты для открывания дверей, замков
  • Умение обеспечивать коммунальную и бытовую технику

Основные недостатки учебных объектов.

В ходе проведения занятий по штурму помещений и освобождению заложников необходимо учитывать следующие факторы:

  1. Постоянная тренировка штурмовых групп на знакомом комплексе порождает привыкание к однотонным действиям. Группа в любом случае выбирает один наиболее простой и проверенный вариант и всегда действует в предсказуемой обстановке. Зная это, при любой возможности следует работать на реальных строениях.
  2. Большинство учебных комплексов подобного типа не имеют установленных дверей и застеклённых окон (т.к. вышибание и приведение их в негодность – дорогое удовольствие). Штурмовые группы “учатся” преодолевать голые проходы, никогда не имея проблем с замками, запорами, цепочками, и т.п. Такой подход, естественно, порождает проблемы в боевой ситуации пи столкновении с наделено закрытыми дверями и окнами.

Подготовка личного составаПодготовка личного состава к действиям в нестандартной ситуации.

Сотрудники должны быть полностью готовы к действию в стрессовой ситуации, возникающей в ходе специальной операции. Необходимые навыки и умения вырабатываются и доводятся до автоматизма в ходе занятий и тренировок по боевой подготовке. Особое внимание должно уделяться отработке действий в следующих ситуациях:

Проламывание препятствийНевозможность быстрого проделывания прохода в помещение в установленном месте.
Как правило, при проведении серьёзной операции, если позволяет обстановка, выделяется дублирующая группа захвата, находящаяся в готовности проделать проход в другом месте и начать штурм через него.

Проделывание прохода и вскрытие дверей. 
Этим вопросом занимается группа обеспечения, сапёры, которые должны иметь в своём арсенале все необходимые инструменты и специальные ВВ (взрывчатые вещества).

Сотрудник группы ранен или убит. 
Отработка эвакуации раненого (немедленный вызов группы поддержки). Его место должен немедленно занять следующий за ним в боевом порядке сотрудник и выполнять его обязанности. Никто из участников штурма ни в коем случае не должен отвлекаться для оказания помощи раненому, это дело медиков. Чем быстрее обстановка на месте, где находится раненый будет под контролем, тем быстрее он получит квалифицированную помощь.

Задержки при стрельбеЗадержки при стрельбе. 
Действия сотрудников при отказе оружия должны постоянно отрабатываться на занятиях по огневой подготовке.
Например: при возникновении задержки при стрельбе из автомата сотрудник должен поставить предохранитель, немедленно выпустить его из рук (во время штурма ремень автомата должен быть перекинут через голову и плечо стрелка, для удобства прицеливания стрелок сам выбирает длину ремня) и в дальнейшем вести огонь из пистолета.

Отказ средств радиосвязи. 
Личный состав должен знать и быть готовым использовать устные команды и сигналы, знаки, подаваемые руками и т.д., то есть разговаривать молча.
Всякое пренебрежение и неприятие нового, передового, а порой и старого, забытого, ведёт к срыву поставленной задачи, к гибели не только самих сотрудников; но и ни в чём неповинных людей.

Основные команды и речевые сообщения, применяемые подразделениями специального назначения при штурме помещений и освобождении заложников.

При проведении операции внутри помещений постоянно используются различные команды и сигналы, как по радиостанции, так и голосом. Они должны быть заранее разработаны, хорошо различимы и понятны всем сотрудникам группы захвата.

Примеры типовых команд по радиостанции. 
При проведении специальных мероприятий, связанных с реальным вступлением в боевой контакт с террористами и освобождением заложников, необходимо соблюдать режим радиомолчания и пользоваться только понятными сотрудникам группы сигналами, во избежание утечки информации о предстоящих действиях.

“111″ — элементам боевого порядка приготовиться к выполнению задачи (проверить вооружение, снаряжение, взять необходимое имущество, уточнить задачи каждому сотрудник), снайперские группы уже находятся на боевых позициях).
“222″ - элементам боевого порядка выдвинуться в исходное положение для штурма (группы выдвигаются в исходное положение и находятся в режиме ожидания). 
“333″ - группе захвата и прикрытия занять непосредственные места для штурма (группа выдвигается непосредственно к объекту, все элементы боевого порядка на местах для проведения специальной операции, сапёры готовят участки для серии отвлекающих взрывов и подрыва дверей, окон, стен, снайпера ведут непрерывное наблюдение в готовности к открытию огня). 
“444″ – старший группы захвата докладывает руководителю операции о готовности к штурму. 
“555″ – начало 5-ти секундного отсчёта на штурм (команда касается в первую очередь сапёров, которые через пять секунд производят подрывы, что и является командой на штурм).

Примеры типовых устных команд.

“чисто “ – в комнате отсутствует противник.
“чисто вперёд” – сигнал очередной паре сотрудников о том, что они могут выдвигаться к входу в следующую комнату. 
“справа”, “слева”, “сверху”, “снизу”, “с тыла” – сигнал партнёру о том, что ему откуда-либо грозит опасность. 
“задержка” – сотрудник сообщает напарнику об отказе своего оружия, напарник немедленно переносит огонь в его сектор или контролирует его. 
“держу” - ответный сигнал напарника. 
“контроль” – сотрудник сообщает напарнику о готовности оружия и контроле своего сектора. 
“прикрой меня” - обращение к напарнику. 
“прикрываю” – ответный сигнал напарника. 
“двигаюсь”- предупреждение напарнику о своём движении вперёд.

Для быстрого управления группой (взаимодействия между напарниками), целесообразно использовать порядковые номера сотрудников в боевом построении при штурме или же нумерацию пар. В процессе штурма, командир группы при помощи коротких речевых сообщений, передаваемых по радиосредствам, информирует руководство о ходе операции. На основании этих сообщений руководитель принимает необходимые решения. 
Необходимо отметить, что каждый участник операции должен проявлять особую осмотрительность, произнося открытым текстом что-либо, что может быть услышано преступниками, заложниками или представителями прессы.

Использование типовых команд жестами.

При проведении специальных операций может возникнуть ситуация, когда штурмовая группа будет находиться возле помещения для штурма. Должен быть исключён всякий шум, и общаться придётся путём жестов.
Командир должен уметь объяснить сотрудникам языком жестов:

  1. Сведения о противнике (численность, состав, их место нахождения в помещении, вооружение)
  2. Сведения о заложниках (где находятся, живой, ранен или убит, мужчина, женщина)

Как обозначается вооружение преступников:

  • Пистолет – сжатый кулак, и выставленный вперёд указательный палец
  • Автомат – показ на аналогичное оружие в группе или другое обозначение
  • Нож – выпрямленная ладонь
  • Граната или взрывное устройство – сжатый кулак – разжатая ладонь – это движение повторить несколько раз
  • Показ на глаза – смотри (двумя пальцами показать на глаза)

Любая комната делится на сектора. Нумерация сектора начинается от окна или двери по часовой стрелке, каждая группа выбирает для себя наиболее оптимальный способ определения секторов. Если мы используем снайперов и наблюдателей и есть возможность видеть, что происходит в помещении, в таком случае целесообразна вести отсчёт секторов от окна, В случае если снайперы и наблюдатели не могут дать такой информации, отсчёт, секторов происходит от двери. (При постановке задач, старший группы захвата должен чётко указать, откуда начинается нумерация секторов).

 

сектор №1 – центральная часть от двери
сектор №2 – левая часть от центра комнаты
сектор №3 – дальняя часть комнаты
сектор №4 – правая часть от центра комнаты
сектор №5 – центр комнаты
alt

Последовательность подаваемых сигналов рукам старшим группы захвата (сведения о преступниках и заложниках):

  • Указание на пару – пауза (рука в кулак – обозначение паузы)
  • Показ номера сектора в комнате – пауза
  • Показ количества «террористов» в данном секторе – пауза
  • Показ, чем вооружены – пауза. Показ пальцем на центр лба – это переход к информации о заложниках .
  • Сколько всего заложников (пальцы в кулак – пауза)
  • Где располагаются заложники, и в каких секторах, раненные или убитые – пауза
  • Информация для данной пары закончена – (указательным пальцем обозначить в воздухе длинную черту)

Это пример типовых жестов и команд. Целесообразно использовать те сигналы, которыми Вы уже пользуетесь длительное время. Можете разработать свои. Для успешного усвоения данных жестов целесообразно в классе на доске рисовать модельные ситуации, а сотрудники, молча жестом должны показать задание, затем эту тему отрабатывать в боевом порядке на тактических занятиях до полного усвоения.

Некоторые сотрудники к языку жестов относятся весьма скептически, считая это пустой тратой времени и сил, однако, на занятиях, наблюдая со стороны сразу видно полную несостоятельность в данном вопросе. Действительно, язык жестов может и не понадобиться долгое время, но когда ЭТО случится – будет уже поздно.

Планирование операции

Эффективность проведения операции по задержанию вооружённых преступников (освобождению заложников) во многом зависит от полноты собранных сведений об особенностях укрытия, в котором находятся преступники. Поэтому для грамотного проведения операции целесообразно иметь план такого укрытия.
Если задержание осуществляется в камерах для осужденных, такой план можно получить путём осмотра аналогичной камеры этажом выше или ниже. В других случаях получения сведений об укрытии осуществляется путём опроса сотрудников знакомых с его планировкой или с помощью разведки.

В ходе оценки плана здания особое внимание обратить:

  • Какой этаж
  • На внутреннюю планировку укрытия
  • Наличие бланков
  • На расположение дверей и окон (куда и в какую сторону открываются), стекло или стеклопакет
  • На наличие проходов в подвальные или чердачные помещения
  • На места расположения газовых и электронагревательных приборов, а также подведённых к ним коммуникаций и места их отключения
  • На состояние и качество запоров дверей и окон (если стеклопакет – запоры очень крепки и надёжны)
  • На наличие скрытых подходов
  • На наличие заложников или посторонних лиц

Все эти данные необходимы для планирования способа захвата преступников, построения боевого порядка и правильного размещения групп захвата и прикрытия, применения различных специальных и технических средств, определения наиболее оптимальных путей для проникновения в помещение, а так же определение возможных путей отходов преступников.

Процедура планирования небольших по масштабу, направленных на решение одной конкретной задачи, операций, упрощается путём использования формализованного бланка-плана. В случае необходимости этот типовой план может быть изменён, расширен или дополнен, исходя из условий обстановки и характера решаемых задач. Как правило, к нему прилагаются карты, схемы, аудио, фото и кинодокументы, и другие пояснительные материалы.
Формализованный бланк на проведение специальной операции каждое подразделение может разработать с учётом своей специфики.

Однако необходимо в обязательном порядке указать:

  • Кто санкционирует операцию
  • Дата проведения операции
  • Руководитель операции
  • Данные на преступников
  • Взаимодействующие органы
  • Телефоны ближайших отделов милиции, медучреждений и их адреса
  • Задачи группам боевого порядка
  • Общий замысел операции
  • Сигналы взаимодействия
  • Порядок применения специальных средств и оружия
  • Порядок действий после выполнения задачи

Штурм помещений – один из наиболее трудных и опасных способов действий в специальной операции. Его успех полностью зависит от качественной предварительной подготовки и планирования действий, профессиональных навыков сотрудников групп захвата и обеспечивающих подразделений.

Принципы подготовки и ведения штурма.

  1. Изучение преступников
  2. Изучение места предстоящих действий
  3. Проведение тренировки штурма на похожем объекте
  4. Подготовка технических средств
  5. Контроль и наблюдение за объектом штурма и непрерывный сбор информации
  6. Всестороннее обеспечение операции
  7. Постоянное ведение переговоров и психологическое воздействие
  8. Достижение максимальной чёткости и слаженности действий
  9. Постоянное и чёткое взаимодействие
  10. Твёрдое и непрерывное управление подразделением
  11. Максимальное использование укрытий
  12. Достижение численного превосходства
  13. Достижение огневого превосходства
  14. Сочетание быстроты, внезапности и шокового воздействия
  15. Применение мощных отвлекающих действий
  16. Поддержание непрерывной, устойчивой связи
  17. Обеспечение личной безопасности

В ходе проведения специальной операции по задержанию вооружённых преступников и освобождению заложников могут создаваться следующие группы:

  1. Группа захвата
  2. Группа прикрытия – она же обеспечения:
    - снайперские группы
    - группа высотников
    - группа применения специальных средств
  3. Сапёры (действуют с группой захвата и прикрытия)
  4. Медицинская группа
  5. Группа разведки
  6. Группа документирования
  7. Группа блокирования
  8. Автотранспортная группа
  9. Группа ведения переговоров
  10. Группа фильтрации
  11. Кинолог с собакой
  12. Резерв

Ещё раз хочется отметить, что количество групп, привлекаемых на специальную операцию, их численный состав, степень участия всего подразделения, а также способ выполнения, зависит от степени интенсивности задачи, которая стоит перед подразделением и решения командира на её выполнение.

Действия групп захвата внутри здания.

Вход в здание.

Действия групп захвата внутри зданияСотрудники групп располагаются в удобном для входа месте. По установленной команде, первой входит группа, берущая под контроль коридоры и лестничные пролёты до второго этажа, тем самым, обеспечивая второй группе, занимающейся осмотром всех помещений, надёжное прикрытие. Для удобства:
- группа №1 захват этажа
- группа №2 зачистка комнат
Как только первый этаж будет под контролем, по команде старшего, вторая группа входит внутрь и начинает досмотр всех помещений. После окончания досмотра комнат второй группой, первая группа берёт под контроль второй этаж. 
В этот момент вторая группа на первом этаже находится в готовности для действий этажом выше, одновременно осуществляя наблюдение за обстановкой. По решению командира, и главное по наличию сил и средств на каждом этаже, после зачистки остаются сотрудники группы прикрытия для контроля помещения.

Основные правила обработки углов“Обработка” углов

Помните о том, что носок ботинка, часть плеча, угол локтя, ствол оружия, тень, и т.д., являются демаскирующими признаками, и Вас могут обнаружить. Кроме того, в плечо, в локоть или носок ботинка могут выстрелить и попасть – это даёт противнику преимущество, а Вам бесславный конец.

Основные правила обработки углов:

  1. Никогда не стойте возле самого угла вплотную к стене, т.к. ограничиваете себя в маневре на движение и применении оружия.
  2. Старайтесь находиться от угла и от стены таким образом, чтобы стараться увидеть большую часть сектора, оружие в готовности к применению, т.е. у плеча. Делая поступательные движения вправо-влево, Вы способны увидеть большую часть интересующего Вас сектора. Противник, даже если он находится за стеной и, заметив Вас, успел открыть огонь, не может гарантировать попадание. В данном случае Вы имеете следующие преимущества (в отличие от нахождения возле стены рядом с углом): Вы готовы к применению оружия немедленно, можете квалифицировать цель, успеваете принять решение на открытие огня, владеете маневром в перемещении, падении и т.д. При осмотре секторов Вас видно на 20%.
  3. Старайтесь принимать положение для стрельбы таким образом, чтобы находиться к противнику боком, а не грудью; локти прижаты и закрывают жизненно важные органы. Старайтесь быть менее габаритными.
  4. Ни в коем случае не выскакивайте из-за угла в расчёте на скорость и неожиданность. В данной ситуации, если там будет противник, это не поможет, т.к. неправильно оценив ситуацию, и неверно «зачистив» угол, Вы уже проиграли, не дав себе ни малейшего шанса. Вы не успеваете квалифицировать цель (террорист, ребёнок, старик, женщина, которые могут быть обыкновенными гражданами, а могут и террористами – примеров в мировой практике предостаточно!; лежит или стоит, имеет ли средства индивидуальной защиты или нет и т.д.). Если Вы не успеете квалифицировать цель, и Вы кого-нибудь пристрелите, согласитесь, ни кого не будет волновать то, что Вы сильно волновались, Вас не научили стрелять самовзводом, и был взведён курок, тем более то, что Вы думали, что там находится преступник, а оказался простой слесарь. И наоборот, выскочив из-за угла, наткнуться на препятствие, за которым скрывается враг, и получить свою порцию свинца, (вариантов превеликое множество). Поэтому чтобы прыгать – подумайте, как правильно «зачистить» данный угол.
  5. Используйте пистолеты для работы с колена или лёжа, при прохождении лестничных пролётов, лестниц на чердаке и в подвалы (контроль свободной рукой перил, стен для того, чтобы не отвлекаться на мысль о падении с лестницы, оказании себе помощи при прохождении крутых подъёмов и спусков).
  6. Если нет возможности сильно отрываться от стены, то используйте следующий вариант: Пистолет в той руке, которую будете выбрасывать вперёд за стену. Итак, взяв пистолет в нужную руку, одновременно, сесть на колено как можно ниже и вывести руку с пистолетом за стену в направлении предполагаемой цели. Не думаю, что с такой изготовкой в Вас смогут попасть, и наоборот, если есть человек и не стреляет, прикрываясь стеной, квалифицировать цель с последующим задержанием.

Необходимо напомнить, что в группе захвата всегда должно вестись наблюдение вперёд и назад. Как правило, 1-ая пара, выдвигаясь вперёд, выполняет роль наблюдения и прикрытия, давая возможность всей группе сосредоточиться внутри боевого порядка.

Пары, в ходе выполнения задачи могут меняться, поэтому на нумерацию обращать внимание не надо, а на занятиях необходимо доводить до автоматизма схему: Наблюдение вперёд – Наблюдение назад – Сосредоточение внутри.
Ни в коем случае не оставляйте без прикрытия и визуального контроля последнего сотрудника.

Прохождение лестничных пролётов.

Прохождение лестничных пролётов.Никогда не используйте мужество и отвагу одного – двух сотрудников, которые всегда идут впереди (в нашей российской действительности мы скоро получим одного – двух больных на голову). Каждый сотрудник должен получить свою порцию адреналина – это даёт возможность быстрого восстановления всей группы после стресса. У каждого сотрудника должен быть свой момент наивысшей опасности, и все должны быть равны друг перед другом.

Активно используйте короткоствольное оружие. При работе в ограниченном пространстве пистолет или пистолет-пулемёт, более эффективен. (Автомат переводится в положение за спину, после чего достаётся пистолет – всё делается под прикрытием напарника). Используйте упоры рук о стену, поддержку свободной руки о перила, однако не забывайте о маскировке, не высовывайте части тела, оружия и снаряжения на обозрение противнику.
Проходить по лестничным пролётам только за спиной товарища, т.к. в этот момент он контролирует сектор, откуда может быть нападение, и ему придётся вести огонь.

В момент, когда последний сотрудник выдвигается наверх за «своей порцией адреналина», сотрудник, который первый контролировал обстановку на лестничном пролёте, переключается на прикрытие тыла. Тот, кто остаётся последним, всегда контролирует тыл (отход аналогичен движению по длинным коридорам в составе пары).

Движение по длинным коридорамДвижение по длинным коридорам.

Как правило, движение осуществляется вдоль стен в готовности к ведению огня. Наблюдение осуществляется «прямо» и «крест на крест». Рассмотрим пример движения по длинному коридору пары в составе двух сотрудников.
Особенность движения заключается в следующем: сотрудники двигаются вдоль стен на встречу друг к другу, постоянно прикрывая тыл своего напарника.

Динамика движения:

Сотрудник №1 изготовился для ведения огня и прикрытия тыла своего напарника.

Динамика движения

Сотрудник №2 находится в 5-7 метрах лицом к своему напарнику и, контролируя его тыл, осуществляет движение вперёд на 10-12 метров.

Динамика движения

После остановки и изготовки для стрельбы, подаёт команду ”Прикрываю” или ”Держу”. По этой команде оба сотрудника одновременно разворачиваются (палец контрольный, ствол описывает дугу через низ) и контролирует тыл своего напарника.

Динамика движения

Теперь сотрудник №1 осуществляет аналогичные действия.

alt

Рассмотрим вариант работы группы в 4 человека при появлении поворотов или второстепенных коридоров.
Если в ходе движения с левой стороны появляется поворот или вход в помещение, то сотрудник, двигающийся справа, первый начинает «работать» на данный поворот, т.е. проводит визуальный осмотр, т.к. имеет больший угол зрения, а соответственно и больше времени на принятие решения.

«Динамика» первой пары: (Направляющие).
Первые два сотрудника движутся вдоль стен. С левой стороны обнаружен прилегающий коридор. Сотрудник слева изготавливается для контроля за обстановкой спереди, и контроля своего напарника. 
Сотрудник справа, используя больший угол зрения, проводит предварительный осмотр видимого сектора на предмет обнаружения преступников. Убедившись, что в данном секторе никого нет, даёт команду жестом своему напарнику об осмотре угла лёжа с использованием зеркала, а сам ведёт наблюдение за действиями напарника и прикрытием своего, уже контролируемого сектора.

«Динамика» второй пары: (Замыкающие). 
Постоянное наблюдение назад, отход – обыкновенное движение вперёд, только автомат развёрнут вниз назад к левой ноге, палец ”контрольный”. Разворот для прикрытия тыла через левое плечо с изготовкой. 
Команды на отход напарнику: «Держу», «Прикрываю», «Пошёл», т.е. то, что Вы отрабатываете на тренировках. В момент остановки и осмотра прилегающего коридора, сотрудник, находящийся сзади со стороны лежащего сотрудника 1-ой пары, из положения стоя, берёт под наблюдение и прикрытие весь сектор впереди. Второй сотрудник контролирует тыл.

Никогда не пятьтесь назад, т.е. спиной вперёд. Вы имеете очень неустойчивое положение, непроизвольно мысленно отвлекаетесь на то, куда Вы ставите ногу, думая как – бы не запнуться и не упасть, и если придётся стрелять, то Ваша стрельба будет бестолковой и бесполезной, Вы проиграете в скорости, маневре, а главное, являетесь чудесной мишенью! Лучше сделайте обыкновенное убегание – целей будете. 
(Если на занятиях Вы поймёте умом схему действий одного сотрудника, двух или четырёх; особенности движения, особенности прикрытия друг друга, то для Вас не будет вопросов по действию трёх, пяти, семи человек, то есть нечётного числа сотрудников).

Сектора действий

Для быстрого и безопасного штурма каждому сотруднику группы захвата назначаются сектора – зоны ответственности. В подразделениях специального назначения используется методика, согласно которой каждому сотруднику заранее указывается направление движения и расположение его сектора после проникновения в помещение. 
Например: сотрудник № 1 движется влево и берёт под контроль левую сторону комнаты, сотрудник № 2 – вправо и контролирует правую сторону и т.д.

Однако наиболее целесообразной является методика, согласно которой 1-й сотрудник, ворвавшись в комнату, сам определяет и берёт под контроль какой-либо сектор, исходя из складывающейся ситуации (или степени угрозы). После этого его напарник берёт под контроль противоположную сторону.

Необходимо знать, что сектора в помещении, делятся строго посередине комнаты. 
Сектор сотрудника, находящегося справа – правая стена – центр комнаты, т.е. всё, что, находится от центра вправо. Цели, появляющиеся в секторе справа имеет право поражать сотрудник, находящийся справа. 
Сектор сотрудника, находящегося слева – левая стена – центр комнаты, то есть всё, что находится от центра влево. Цели, появляющиеся слева имеет право поражать сотрудник, находящийся слева. 
Цели, появляющиеся в центре комнаты поражаются обоими сотрудниками.
Не случайно написано “Цели” – т.е. преступники, пытающиеся оказать вооружённое сопротивление. Если преступники сдаются, то контроль помещения осуществляется по вышеуказанной методике без огневого контакта.

Сектора действий

Необходимо учитывать, что любой сотрудник может перенести огонь в сектор своего напарника только в исключительных случаях:

  • Напарник ранен или убит
  • У напарника отказало оружие, а его жизни угрожает опасность
  • В помещении находится один противник в секторе напарника и пытается оказать сопротивление

К концу операции каждый сотрудник должен полностью контролировать обстановку в своём секторе, и таким образом всё помещение будет под контролем.

Вход в помещение

Существует несколько способов входа в помещение через дверь – сотрудники группы обеспечения выбивают дверь, а сотрудники группы захвата входят:

  1. “крючком”
  2. “крест на крест”

Давайте рассмотрим оба способа, а как входить – поработайте на тренировке, и станет ясно, какой способ предпочтительнее.

Итак: способ “крючком”:
Австрийская “Кобра” применяет именно этот способ при работе с пистолетами.
Особенности входа – сотрудники, находящиеся у двери, после её взлома, одновременно становятся на колено, одной рукой, удерживаясь за косяк двери, другую руку с оружием выводят вперёд в направлении комнаты, после этого одновременно входят в помещение.

 

Вход в помещение
Вход в помещение
Вход в помещение

При работе с пистолетом-пулемётом применяется способ “крест на крест”.
Данным способом пользуются практически все специальные подразделения России, выполняющие боевые задачи по захвату вооружённых преступников. Почему данный вариант предпочтительней?
Сотрудник успевает ещё до входа в помещение увидеть свой сектор, за исключением 15 градусов у стены, и принять для себя решение, т.е. находясь в укрытии, уже выигрывает в оценке обстановки в своём секторе и принятии решения.

Особенности входа:
Сотрудник входит в помещение с оружием, готовым к применению, т.е. оружие направлено в предполагаемую цель, второй сотрудник входит практически одновременно в противоположную сторону так же с оружием, готовым к применению. 
При входе в помещение особое внимание обратить на положение ствола сотрудника, идущего вторым, палец на предохранительной скобе, руки со стволом идут вперёд мимо спины напарника, движущегося первым.

Сотрудник, входящий в помещение в сторону открывающейся двери, должен не посмотреть за неё, а вначале, резко задавить дверь рукой или ударить по ней ногой. В случае если там находится преступник, то удар дверью его ошеломит или причинит боль, соответственно, большого сопротивления он не окажет.

Вход в помещение

Практика показывает, что не всегда сотрудники могут войти в комнату вдвоём. Здесь очень много различных факторов: узкая лестница, двустворчатые двери, а открывается только одна половина шириной 50 см. и другие факторы. Исходя из этого, нередко, сотруднику приходится некоторое время осматривать комнату одному.
Поэтому в момент входа в помещение, сотрудник, определив своё направление движения и используя естественные укрытия (стол, шкаф, угол комнаты и т.д.) может сделать круговое вращательное движение (движение – “юла”).

Особенности вращательного движения:
В момент движения в помещение, сотрудник входит в низкой или средней боевой стойке, руки с оружием вытянуты вперёд на уровне глаз. Учитывая особенности каждого индивидуального, закручивание начинается так, как удобно в данный момент сотруднику – с права на лево или слева на право. В момент закручивания (кругового движения), особое внимание обратить на невидимую прямую, которая проходит через ваши глаза, руки, оружие. В какой бы стойке вы не находились, помните: глаза, руки, оружие на одной линии. Куда смотрят ваши глаза — туда смотрит и ваше оружие.

alt

Характерные ошибки, допускаемые при круговом движении:

  1. В момент входа непроизвольное опускание оружия в нижний уровень
  2. Сильное закручиваемое движение – возможен “пролёт” мимо обнаруженного противника. Соизмеряйте скорость кругового движения
  3. Оружие направлено в одну сторону – глаза в другую
  4. Старайтесь не выходить на центр комнаты, после кругового движения находитесь спиной к стене

Необходимо отрабатывать несколько способов входа в помещение до полного автоматизма, и затем, учитывая все особенности (ширина дверей, вид оружия, габариты сотрудников и т.п.) определяться в способе проникновения.
Особое внимание обратить на то, что при проведении специальной операции мы никогда не учитываем человеческий фактор, т.е: страх, волнение, адреналин, потные руки – все факторы, которые влияют на морально-психологическое состояние сотрудника.

Возникает много споров, как входить в помещение, иметь ли патрон в патроннике или нет. Если работать на стандартном объекте в стандартной ситуации, не имея патрона в патронника в ходе учебных занятий при обнаружении преступника, можно успеть дослать патрон в патронник и уйти с линии выстреле, зная о том, что в тебя по боевому стрелять не будут. Это создаёт иллюзию “крутости и непобедимости”. Однако в реальной ситуации как раз и работает человеческий фактор.
Существует практика реальной работы: Группа захвата вооружённая пистолетами, входит в помещение, имея уже патрон в патроннике, предохранитель снят, курок спущен, т.е. первый выстрел самовзводом, если таковой понадобится. Может возникнуть вопрос по мерам безопасности, и он, естественно, будет резонным. Ответ: “Палец контрольный”, т.е. на предохранительной скобе, а не на спусковом крючке, при снятом предохранителе и спущенном курке. В этом случае Вы никогда не допустите случайного выстрела!!! 
(Далее для удобства фраза: “Палец на предохранительной скобе” будет заменена на фразу: “Палец контрольный”).

Относительно стрельбы самовзводом. 
При выполнении служебных обязанностей сотруднику предоставлено право, иметь патрон в патроннике, курок спущен, предохранитель снят, пистолет уложен в кобуру. В момент применения оружия, сотруднику необходимо достать пистолет и произвести выстрел, не думая о том, что ещё необходимо дослать патрон в патронник. 
Многие сотрудники делают именно так после ряда случаев: оперативная группа задерживала торговцев оружием. Один сотрудник находился возле машины, когда внезапно появился мужчина и выстрелил. Пуля попала в левое плечо. Сотрудник упал, достал пистолет, а передёрнуть, затвор не хватило сил. В этот момент мужчина подбежал, выстрелил ещё в голову, сел в машину и уехал. 
Другой случай: перед входом в адрес, третий по счету сотрудник группы захвата, держа пистолет двумя руками перед собой, имея патрон в патроннике со взведённым курком и держа палец на спусковом крючке, делает случайный выстрел – пуда попадает в затылок впереди стоящего сотрудника. (Это был 1993 год). 
Отсюда вывод: Прежде чем снимать пистолет с предохранителя, имея патрон в патроннике и взводить курок, а тем более двигаться в группе – сто раз подумайте! Если Вы не будете готовить своих сотрудников к реальным действиям, т.е. к тому, для чего они предназначены и отобраны, то забудьте о слове “Победа”, “Угроза ликвидирована”, “Заложники живы” и т.д. Вы проиграете!!!

Огневое поражение противника

Обнаруживаемый в помещении Противник в случае необходимости поражается в очерёдности, определяемой исходя из степени представляемой им угрозы. При этом учитываются:

  • Его вооружение
  • Характер действий
  • Дистанция, на которой он находится
  • Расположение заложников, если таковые имеются

В первую очередь должны быть нейтрализованы следующие лица:

  • Находящиеся ближе всего к участникам штурма и заложникам
  • Имеющие наиболее мощное вооружение
  • Представляющие непосредственную угрозу кому-либо из сотрудников группы захвата

Практика показывает, что максимально эффективное огневое поражение противника достигается тогда, когда огонь ведётся не в движении (этот способ хорош только на короткой дистанции), а после остановки. При этом достигается устойчивость, позволяющая точное прицеливание и перенос огня.

При ведении огневого контакта с противником Вы должны стрелять быстро и, самое главное точно, поскольку каждый промах – это попадание в посторонних лиц и своих товарищей. Поэтому учите своих сотрудников в начале точности стрельбы и только во вторую очередь скорости, которая придёт с практикой, но уже без ущерба точности.

Тактические особенности при обыске задержанного преступника

При работе в паре по задержанию преступника и его обыску, подход к последнему под 90 градусов, ни в коем случае не друг против друга. Под угрозой оружия заставить подозреваемого повернуться к вам спиной с поднятыми руками или встать на колени с руками за голову, тем самым обезопасить себя от возможного нападения с его стороны. Сотрудник, обыскивающий задержанного, убирает автомат за спину, оставляя руки свободными. Напарник находится сзади 3-4 метра под углом 90 градусов к своему товарищу и работает относительно его места нахождения.
Необходимо помнить, что при переходе напарника перед Вами ствол Вашего оружия опускается вниз, палец контрольный, после перехода напарника ствол поднимается, Вы контролируете противоположную сторону.

Схемы подхода и задержания преступника:

 

Угол стрельбы не безопасенalt
 
Угол стрельбы опасенalt
 
Угол стрельбы безопасенalt

Схема проведения обыска и работа пары

alt

«А» – начало обыска, «Б» – одновременный переход, «В» – окончание обыска.

При переходе перед напарником ствол опускается.
Во всех случаях палец контрольный! 
Палец кладётся на спусковой крючок только для производства выстрела.

При проведении занятий, сотрудников необходимо учить, выполнять конкретные команды, а не шаблон — одна команда на 20 действий. 
На каждое действие должна быть своя команда, та, которая в стрессовой ситуации будет понятна сотруднику, и не требующая повторения. В противном случае сотрудник рискует запутаться и допустить срыв. 
Не учите “показухе”, а учите конкретным экономичным, безопасным и реальным действиям. 
Главная проблема многих подразделений – отсутствие контакта с другими спецслужбами, имеющих реальный боевой опыт, анализ операций, проведённых в стране, обобщение передового опыта – всё это приводит к тому, что сотрудники проигрывают в профессиональном росте.

При проведении занятий учитывайте всё:

  • Характеристику современного преступника.
  • Общественно-политическую ситуацию в стране и рёгионе.
  • Контингент людей, работающих в подразделении и их морально-психологическая подготовка.
  • Реально оценивайте свои боевые и психологические возможности.
  • Опыт, который есть у нашего противника, а у нас его порой недостаточно.
Т.е. всё, что может помешать выполнить задачу и с чем предстоит столкнуться в боевой практике.
 

Типовой порядок действий групп захвата

Вариант: “Быстрое заполнение”

Данный вариант применяется в том случае, когда сопротивление со стороны задерживаемых лиц маловероятно, кроме того, необходимо как можно быстрее взять под контроль всё помещение и находящихся в нём людей, (когда отсутствует или имеется минимальная информация о преступниках, наличие у них оружия, количество посторонних лиц, заложников).
Данный метод позволяет при детальной наработке в предельно короткий промежуток времени проводить специальные мероприятия.

Перед началом проведения операции, старший группы захвата обязан уточнить складывающуюся обстановку, провести рекогносцировку и разведку (при наличии времени) и принять решение на проведение операции в виде постановки конкретной задачи каждому сотруднику. А именно:

  • Построение боевого порядка.
    №1 – возглавляет боевой порядок. 
    №2 – напарник первого сотрудника. 
    №3 – прикрывающий. 
    №4 – командир группы. 
    №5 – прикрывающий. 
    №6 – замыкающий группы. 
    №7, №8 – ответственные за открывание дверей (они же являются контролирующими входные двери и коридор).
  • Объект (помещение).
  • Какими силами.
  • С какой задачей.
  • Порядок применения оружия и соблюдение мёр безопасности.
  • Порядок действий после выполнения задачи.
  • Место сбора.
  • Основные сигналы и порядок пользования радиосвязью.
  • Своё место и место заместителя.

В первую пару назначаются наиболее подготовительные и опытные сотрудники подразделения. В составе второй пары, как правило, идёт старший группы захвата. 
Вооружение сотрудников зависит от конкретно поставленной задачи.

Задача подразделения – быстрыми, решительными действиями в короткий промежуток, времени, взять, под контроль все помещений и находящихся в нём людей. После этого группа поддержки и оперативные работники производят детальный, осмотр, поиск тайников и вещественных доказательств, допрос задержанных и другие необходимые мероприятия.

Группа захвата занимает исходное положение в непосредственной близости от входной двери в помещение. Сотрудник группы обеспечения открывает (выбивает) дверь и отступает под прикрытие стены. 
После команды “Штурм”, первая пара продвигается в дальнюю комнату, нейтрализует преступника и держит обстановку под своим контролем. Основная команда: “Не двигаться, руки за голову, лицом к стене”.

Остальные пары врываются в помещение за первой и производят аналогичные действия, тем самым, контролируя данное помещение полностью. По решению старшего от подразделения, в “двойках”, сотрудники могут использовать щит БЗТ. 
С момента входа группы в помещение и до момента подачи команды старшим, на входных дверях находится сотрудник, который ограничивает проход в помещение всех лиц без исключения во избежание несчастных случаев и внесения неразберихи своими действиями в работу подразделения. 
После команды старшего группы захвата: “Чисто, помещение под контролем”, оперативные работники пропускаются в помещение для выполнения своей работы. 
Выход осуществляется по команде “Отход” и нумерации пар. Например: “Отход: 2-я пара, 1-я пара, 3-я пара”.
Как правило, первой уходит пара, находящаяся дальше всех в глубине помещения, а последней пара, находящаяся ближе всех к выходу.

В случае вывода задержанных, старший группы громким голосом подаёт команду: “Внимание, выводим через входную дверь!” Команда необходима для концентрации внимания всего личного состава и готовности групп поддержки, принять задержанных.

Обратимся к схеме действий:

Группа захвата в исходном положении возле двери. Сотрудники группы обеспечения выбивают дверь, отходят в сторону, пропуская группу захвата, и находятся на контроле входной двери и прилегающей территории.

alt

Сотрудники 1-й пары захвата врываются в помещение и движутся к следующей двери. Вся группа захвата движется за ними.

alt

Сотрудники 1-й пары контролируют задержанных в комнате, остальные сотрудники группы захвата продолжают движение в следующую комнату.

alt

Итак, до полного установления контроля над всем помещением и находящихся в нём граждан.
После установления контроля над помещением внутрь входят сотрудники группы обеспечения и оперативные работники.

alt

По решению руководителя операции группа захвата может покинуть данное помещение.
В случае, когда при движении группы в помещении из комнаты в комнату, встречаются неизвестные-1-ая пара немедленно нейтрализует данных людей, т.е. работает на их задержание: “Не двигаться, руки за голову, лицом к стене!”.
Остальные сотрудники группы захвата, не отвлекаясь на изменение обстановки, продолжают движение в следующую комнату.
Если в помещении всё-таки имеется заложник, то необходимо принять меры после входа в помещение на его обнаружение и “разделение” от преступников.

Вариант: “Динамичный штурм”

Данный вариант применяется, как правило, когда существует вероятность встретить активное вооруженное сопротивление со стороны находящегося в помещении противника, в комнате могут находиться женщины, больные. Подразделение обучено, имеет опыт боевых действий, морально-психологическая подготовка на высоком уровне.
Для обеспечения внезапности и стремительности действий группы захвата, сотрудники группы обеспечения должны иметь оснащение для быстрого открывания (проделывания) проходов в помещении.

С началом операции целесообразно использовать специальные средства, оказывающие шоковое воздействие на противника. 
Группа захвата (сотрудники №№:1,2,3,4,5,6) занимает исходное положение в непосредственной близости от входа в помещение. Сотрудники группы обеспечения открывают (выбивают) дверь и отступают под прикрытие стены, (они же выполняют роль группы поддержки штурмующих и контроля двери и коридора), после чего в помещение немедленно забрасываются средства, оказывающие шоковое воздействие. 
После взрыва, сотрудники 1-ой пары немедленно врываются в помещение, используя способы «крючком» или «крест на крест», двигаясь вдоль стен, берут под контроль первую комнату и всех, находящихся в ней людей. 
Когда обстановка в первой комнате окажется под контролем, старший в 1-ой паре голосом подаёт сигнал «Чисто, чисто, вперёд!», сообщая 2-ой и 3-ей паре, что те свободно могут двигаться через эту комнату к следующей двери. Теперь задача 2-ой пары взять под контроль вторую комнату, проводя аналогичные действия 1-ой пары. Когда помещение 2-ой пары будет под контролем и старший 2-ой пары подаст команду «Чисто, чисто, вперёд!», 3-я пара выдвигается к следующей двери. 
Все комнаты помещения берутся под контроль таким же порядком очередными парами из состава группы захвата.

Схема действий внутри комнат:

Начало штурма (выбивание двери, забрасывание светозвуковых гранат).

alt

Сотрудники 1-ой пары врываются в помещение после взрыва, нейтрализуют находящегося в нём противника, и берут под контроль каждый свой сектор.

alt

После получения сигнала «Чисто, чисто, вперёд!», 2-ая (сотрудник №3, №4) и 3-я (сотрудник №5, №6) пара выдвигается к входу в следующую комнату.

alt

После броска светозвуковой гранаты и взрыва, сотрудники 2-ой пары берут под контроль вторую комнату, подают сигнал «Чисто, вперёд!» сотрудникам 3-ей пары, которые выдвигаются к следующей двери.

alt

Сотрудники 3-ей пары, выдвинувшись к следующей комнате, нейтрализуют обнаруженного противника и контролируют обстановку каждый в своём секторе.

alt

В помещении между парами должен быть, помимо радиосвязи, визуальный контроль друг друга, поэтому целесообразно одному сотруднику занимать позицию у дверей комнат.

Ни в коем случае не сбивайтесь в кучу. Держите установленные интервалы. Не расслабляйтесь до конца операции. Помните, что все беды происходят, как правило, в конце операции, когда, казалось, всё уже позади. Выполняйте каждый свою задачу, не бегайте посмотреть, где интересней, не лезьте со своей помощью без команды старшего подразделения, в другую комнату или на другой этаж. Не болтайте с задержанными “по душам” – жалость – плохой советчик. Помните о дисциплине, огневой и служебной – это поможет избежать потерь.

Вариант: “Последовательный штурм”

Главное отличие от динамичного штурма – в комнате находится только противник, готовый оказать вооружённое сопротивление. Вариант менее стремителен, однако гораздо безопаснее, и наиболее подходит для групп, обладающих недостаточным опытом в проведении подобных операций.

Сотрудники №1, №2 занимают исходные позиции у входной двери, укрываясь за стенами. После проделывания прохода, они ведут огонь из-за укрытия по сопротивляющимся террористам, обнаруженным в своих секторах, уничтожая или выдавливая их в другую комнату. Вход пары в помещение только после броска гранаты и её взрыва.
После того, как противник нейтрализован, 1-ая пара проникла в комнату и контролирует обстановку в своих секторах. После команды: «Чисто, вперёд!», 2-я и 3-я пара движется к двери второй комнаты, теперь 2-я пара получает свою порцию адреналина, работая на вторую комнату, повторяя выше указанные действия 1-й пары. 3-я пара повторяет все действия 1-й и 2-й пары. Необходимо помнить, каждая пара должна быть готова по команде командира оказать помощь предыдущей паре.

Почему делается упор на работу пары? Вспомните, какая неразбериха возникает в момент огневого контакта, как тяжело управлять подразделением, а порой и невозможно это сделать. В комнате, учитывая плотность огня, может действовать только ограниченное количество сотрудников, чтобы, в первую очередь, не перестрелять друг друга, не задеть рикошетом от стен, не попасть под осколки гранат. Поэтому предпочтение отдаётся ? пара на комнату!

Не прибегайте к практике посылать вперёд одного и того же сотрудника, помните о том, что каждый должен получать свою порцию адреналина. Берегите психику своих людей. Не забывайте, что командир никогда не ходит первый, его место в середине боевых порядков, или же в месте, удобном для руководителя подразделения. Это не вопрос кто круче или смелее, это вопрос разума, необходимости и ответственности. Хороший командир воюет своим подразделением, плохой командир воюет сам.

Не забывайте о том, что наш преступник подготовлен крайне серьёзно, поэтому не должно быть “шапкозакидательства” – мы придём, и все сдадутся. Поэтому старайтесь использовать все силы и средства, весь технический арсенал своего подразделения и приданных ему средств, обязательно учитывайте морально-психологическое состояние своих сотрудников, их реальную степень обученности.

Предложенные варианты штурма – это лишь “скелет” действий Вашего подразделения. Только постоянная тренировка в составе группы, взаимозаменяемость в боевых порядках, контроль друг друга, понимание своего маневра и действий всей группы, импровизация, инициатива – постоянное движение вперёд, поиск и новаторство, поможет подготовить Ваше подразделение к встрече с сильным и коварным противником.

Очень важный момент при проведении штурма – это мощные отвлекающие действия.
Некоторые подразделения специального назначения из-за слабого обеспечения применяют 1-2 сильных взрыва, считая, что этого достаточно для того, чтобы отвлечь внимание «террористов».
Давайте вспомним, что через войны, “горячие точки” прошла уже половина мужского населения нашей страны, так что в момент первого взрыва данный гражданин отвлекается ровно настолько, сколько нужно пролететь осколкам, т.е. на 1 секунду, в момент второго взрыва ещё на 1 секунду. (Конечно, если попадёшь под взрыв, то все их поймаешь, но, тем не менее, – Сработает инстинкт войны – взрыв, – пригнись, упади). Поэтому необходимо именно ошеломить, подвергнуть в шок, заставить действовать на уровне инстинкта самосохранения – тогда успех уже будет на 50%.
Сапёры, которые не умеют делать взрывы и ограничиваются “дешёвой имитацией”, ставят под угрозу срыва выполнение задачи, т.к. вспоминая “человеческий фактор”, сотрудники должны помимо личной отваги и мужества, получить ещё технический шанс.

Заключение.
Сложность и ответственность задач, а, также содержание и пути осуществления профессиональной подготовки определяет высокие требования к организации и методике её проведения, к руководителям занятий.

Требования научности к проведению подготовки определяются необходимостью глубоко и тонко разбираться в её психологических тонкостях. При этом профессионализация обучения выражается в необходимости максимально конкретизировать задачи и содержание этой подготовки в связи с особенностями деятельности обучаемых специалистов. Необходимо, с учётом этого, выбирать учебные задания, объекты имитировать условия и действия. Поэтому все рекомендации данного пособия следует видоизменять и дополнять с учётом этого требования.

Требования практичности, являясь конечным следствием предыдущего, обязывает уделять решающее внимание практическим формам и методам обучения. На них должно отводиться не менее 90 % времени, отведённого на профессиональную подготовку. Занятия, по возможности, следует проводить с реальными объектами, на местности. Учить практично – значит учить активно. Чтобы научиться – мало слышать, видеть, присутствовать на занятиях, надо проводить его так, чтобы основную часть времени большинство военнослужащих или сотрудников практически действовали. Чем больше обучаемые действуют (и чем меньше сидят), тем эффективней занятия.

Учить практично – не значит заниматься наставлением и дрессурой. Требование сознательности обязывает руководителя заботиться о том, чтобы обучаемые понимали, что, почему и в какой последовательности делать. При этом и темп, и уровень овладения действием повышаются, и на практике они будут выполняться с большей успешностью. Последовательность и систематичность обязывают идти от простого к сложному.
Следует создавать высокие, но всегда посильные трудности с учётом реальной обученности сотрудников и тех результатов, которые были достигнуты на предыдущем занятии.

 

Яндекс.Метрика